Единый государственный реестр
саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих
Рег. № 001-1
дата включения 19 декабря 2002
23/02/2010 20:54

Интервью В.В. Королева в "Курс - НН"

Ответственность — управляющему,  голос — государству

 

Светлана Исакова

    03 декабря 2002года вступила в силу новая редакция федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” Основным новшеством закона является то, что государство будет обладать правом голоса в процессе банкротства любого предприятия. Одновременно государство лишается первоочередного права получения долга в случае банкротства предприятия. О новой редакции закона рассказывает вице-президент некоммерческого партнерства Российской Гильдии профессиональных арбитражных управляющих (НП РГПАУ), генеральный директор НП «Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» Валерий Королев.

 

В соответствие с новой редакцией закона государство, в лице Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО России) приобретает “координирующие и контролирующие функции в ходе процедуры банкротства”. Какие дополнительные полномочия и ответственность появляются у ФСФО?

       В предыдущем законе “О несостоятельности”, который вступил в силу в 1998 году, для ФСФО не предусмотрено ни координирующих, ни контролирующих функций. Есть лишь понятие “государственного органа по делам несостоятельности, банкротства”, функции которого возложены на ФСФО. Фактически Федеральная служба, а значит, государство как кредитор, теряли свои полномочия после первого собрания кредиторов. Я считаю, что это самый большой недостаток закона 1998 года. Хотя, когда закон принимался, это было его самым главным достоинством. Тогда была очень актуальна тема превышения государством своих полномочий.

      Я даже помню, давал интервью вашей газете, как раз по аналогичной теме, почти пять лет назад.

     В течении четырех лет действия закона выяснилось, что государство утратило право влиять на хозяйственную деятельность и сделки с собственностью предприятия, находящегося в процедуре банкротства, а пользоваться таким правом стали конкурсные кредиторы. Но если раньше государство использовало свое право и получало средства, как кредитор 4-й очереди, то по закону 1998года кредиторы 5-й очереди делали все, чтобы государство этих денег не получило.

      В начале декабря председатель правительства М.М.Касьянов подписал постановление в котором с 02 декабря 2002г. на ФСФО возложены функции уполномоченного органа Правительства России представлять интересы государства  во всех процедурах банкротства как кредитора. Также сроком на три месяца, т.е. до 02 марта 2003г. на ФСФО также возложены функции регулирующего органа, который  в соответствии с новой редакцией закона обязан вести реестр Саморегулируемых организаций и осуществлять контроль за их деятельностью.

 — Какие выгоды получит государство в результате действия новой редакции закона?

      Интересы государства в лице ФСФО России теперь учитываются в ходе голосования на собраниях кредиторов. То есть, в голосовании кредиторов по всем вопросам относящимся к компетенции Собрания кредиторов на любом предприятии, ФСФО сможет повлиять на решения собраний кредиторов. А значит, государство сможет проследить, чтобы имущество предприятия — должника не исчезло совершенно незаметно и безнаказанно   для  лиц совершивших это.

Федеральная служба теперь будет координировать и процедуру банкротства в отношении отсутствующих должников. Какие функции берет на себя ФСФО?

     ФСФО станет заявителем в суде в отношении отсутствующих должников и координатором процедуры банкротства таких предприятий. Фактически, ФСФО берет на себя обязанности налоговой инспекции, которая по закону 1998 года инициирует банкротство отсутствующих должников. Одно “но”. До сих пор процедура банкротства в отношении отсутствующих должников, как бы пускалась на самотек. Никто не оплачивал, к примеру, почтовые расходы на уведомления кредиторов отсутствующих должников. Все затраты ложились на арбитражных управляющих, которые, соответственно, назначались арбитражным судом. Арбитражный управляющий становился своеобразным спонсором государства в лице районных налоговых инспекций. А это к середине 2002года уже более 50000 дел по России, в среднем на такую процедуру затрачивалось до 10000рублей. В результате несложной операции можно посчитать, что государство в лице мнс сэкономило более 500млн.рублей.

     В соответствии с новой редакцией закона “О несостоятельности”, государство в рамках бюджетного ассигнования будет финансировать процедуру банкротства по отсутствующим должникам. В среднем сейчас по статистическим данным ждут своей участи около 1 млн. отсутствующих должников.

Насколько я понимаю, все арбитражные управляющие будут объединены либо в саморегулируемой организации, либо смогут вести частную практику. Процесс их назначения на предприятие также меняется. Но закон “О саморегулируемых организациях” еще не принят Думой. Как же будут воплощаться в жизнь эти изменения?

      Закон “О саморегулируемых организациях” находится на рассмотрении Госдумы. Он относится и к адвокатам, и к нотариату и к арбитражным управляющим, и к профессиональным участникам рынка ценных бумаг.   Но все основные моменты саморегулиции некоммерческих организаций арбитражных управляющих нашли отражение в новой редакции закона «О несостоятельности». В соответствии с этими требованиями мы также провели ряд организационных мероприятий, в результате которых 19 декабря 2002года НП «Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» была включена в Российский Единый государственный реестр саморегулируемых организаций за №001-1. В настоящее время в этом реестре уже девять организаций, формирование которых также проходило при нашем непосредственном участии. Сейчас нас активно приглашают и мы участвуем в Москве в отборе кандидатур для других организаций, которые прошли ряд собеседований с различными ассоциациями, фондами или союзами на территории областей или республик, в том числе и в Нижегородской области. Но формирование таких «назначаемых» СРО у их организаторов идет очень туго, они уже готовы даже свои деньги давать управляющим лишь бы получить заветную регистрацию, но любое насильственное или искусственное объединение индивидуальных предпринимателей может закончиться плачевно.

Чем же будут заниматься саморегулируемые организации арбитражных управляющих и как будут работать управляющие, не входящие в состав таких организаций?

      Мы уже сейчас, в рамках Приволжской СОАУ занимаемся профессиональной защитой своих интересов, законотворчеством, даем рекомендации кредиторам по кандидатурам арбитражных управляющих, сопровождением процедур банкротства наших членов. Кроме того, мы страхуем финансовую ответственность арбитражных управляющих. В ближайшее время, наша организация рассмотрит поданные заявления ряда крупнейших страховых организаций страны, таких как Альфа –страхование, Ингосстрах, Россгострах, Военно-Страховая, РОСНО и т.д.,  на предмет их аккредитации.  Но самое главное — это обеспечение ответственности и деятельности арбитражного управляющего.

     Арбитражные управляющие не члены СРО будут работать до 02.12.2003г. также как они и работали раньше, а концу года им все равно необходимо будет принять решение или уходить с этого рынка или становиться членами СРО.

Не станет ли это дискриминацией управляющих, не входящих в состав саморегулируемой организации?

      Кредитор в течении этого года,  сам решает, кого выбрать — члена саморегулируемой организации или арбитражного управляющего одиночку. Причем, требования к арбитражному управляющему высказываются заранее — до введения процедуры наблюдения.

Сейчас кандидатура внешнего и конкурсного управляющего предлагается кредиторами 5-й очереди. Часто бывает так, что управляющий просто помогает коммерческим кредиторам возвратить свои деньги, а после этого хоть потоп: Какова ответственность управляющего в соответствие с новой редакцией закона?

     Одно из важных изменений новой редакции закона “О несостоятельности” — это введение страхования финансовой ответственности арбитражного управляющего, договором об этом  должен обладать каждый арбитражный управляющий, вне зависимости от того, является ли он частником, или членом саморегулируемой организации. Страховой полис должен быть оценен не менее, чем в 3 млн рублей. А в случае управления активами на сумму более 100млн.руб. дополнительное страхование.

Но есть еще одно важное изменение в новой редакции закона: арбитражный управляющий приравнивается к должностному лицу, то есть, может понести ответственность за неправомерные действия в соответствие с ТК, Гражданским кодексом и Уголовным кодексом. По закону 1998 года управляющий не отвечает по сути за свои действия ни перед работниками предприятия, ни перед кредиторами, ни перед акционерами. Лишь участвует в процедуре банкротства, как эксперт. И если сначала арбитражные управляющие стеснялись нарушений, то теперь уже нет. Объединение арбитражных управляющих в саморегулируемые организации и должно поставить заслон таким действиям.

— Акционеры и трудовой коллектив предприятия в соответствие с новой редакцией закона имеют право участвовать в ходе процедуры банкротства. Так ли это необходимо? Ведь часто бывает так, что именно нерадивый собственник и доводит предприятие до банкротства.

      По закону 1998г. после первого собрания кредиторов собственники предприятия устранялись от управления. Их порой даже и на собрания кредиторов не пускали. Но есть ведь такие акционеры, которые готовы уже в период  наблюдения вложить средства и возвратить долги, чтобы предприятие не обанкротили. Я считаю, что собственникам надо дать возможность или последний шанс оздоровить предприятие. Теперь собственники будут участвовать в деле, смогут отслеживать, что управляющий и кредиторы делают с их имуществом. При этом акционер не может принимать решения, он может лишь на них как-то повлиять.  В целом можно охарактеризовать закон как «продолжниковский».

— Новая редакция закона “О несостоятельности” вступила в силу . Но сейчас идут процедуры банкротства по закону 1992г., 1998г.  А как же будет осуществляться процедура банкротства на тех предприятиях, где она была введена до вступления закона в силу?

     Закон обратной силы не имеет. Если предприятие уже находится в процедуре внешнего управления или конкурсного производства, процедура будет осуществляться в соответствие с тем законом по которому она вводилась. Если же заявление принято к производству до 02 декабря 2002г. и предприятие находится в стадии  наблюдения после этой даты, процедура банкротства на нем будет проводиться в соответствие с законом 1998г., с учетом нового законодательством.  А требования к аёрбитражным управляющим и порядок их назначения в соответствии с новым законом.

20 января 2003года