Интервью В. В. Королева для журнала «Нижегородский предприниматель».
Банкротство предприятий – печальная реальность отечественной индустрии. Преодолеть ее проблемы призваны арбитражные управляющие. Об их нелегкой доле – интервью с генеральным директором Приволжской саморегулируемой организации арбитражных управляющих (Приволжской СОАУ) Валерием Королевым.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА:
Родился 6 ноября 1959 года в Нижегородской области. Окончил в 1987 году радиотехнический факультет Горьковского политехнического института, в 1989 году – отделение хозяйственных руководителей УМЛ ГО КПСС, в 1995 году – экономический факультет Нижегородского государственного университета, в 1999 году – юридический факультет Волго-Вятской академии государственной службы, в 2003 году прошел переподготовку по программе антикризисного управления МИПК Нижегородского государственного академического строительного университета.
Магистр управления бизнесом (Тейлоровский университет, США). Имеет дополнительное образование: аттестованный аудитор в области общего аудита; специалист по оценке недвижимости; специалист по оценке бизнеса. Работал на ФГУП НИИС им. Ю. Е. Седакова, в ОАО «Нижегородский завод «Орбита», ЗАО «Аудит-Вита»; вице – президентом НП «Российская гильдия профессиональных арбитражных управляющих», президентом НП «Приволжская гильдия профессиональных антикризисных управляющих».
С декабря 2002 года - генеральный директор Некоммерческого партнерства "Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих". В антикризисном управлении с 1995 г., имел лицензию арбитражного управляющего третьей категории. Провел 11 процедур банкротства.
Женат, имеет двоих дочерей. Увлечения – лыжные гонки, футбол, хоккей.
- Валерий Викторович, что есть арбитражный управляющий, какие задачи и как их он решает?
- Этот лицо, участвующее в деле, в рамках закона о банкротстве, если сказать в двух словах юридическим языком. На самом деле это специалист, который в соответствии с упомянутым законом приходит на проблемное предприятие и становится участником ликвидации кризиса в разных его ипостасях, как кризиса управления, так и кризиса производства, а также кризиса взаимоотношений. А еще не исключена и уголовная составляющая…
Потому, повторюсь, арбитражный управляющий – участник кризисной ситуации и должен разобраться: в чем же причина банкротства? Если он сделает это качественно, кредиторы могут принять верное решение по финансовому оздоровлению – в том числе за счет инвесторов, то есть дадут шанс собственникам оздоровить предприятие, под контролем управляющего. Во внешнем управлении – восстановлением платежеспособности предприятия занимается сам арбитражный управляющий под контролем кредиторов.
- И все же: в чем главный смысл работы вашей организации?
- Хороший вопрос. Прежде, чем на него ответить, надо вернуться в 2002 год. Тогда вновь произошло изменение законодательства о банкротстве – это за годы рыночных реформ был уже третий закон. В него было введено новое понятие – саморегулируемая организация. То есть, ныне арбитражный управляющие не может работать без членства в ней. Это структура, которая отвечает за все его действия (раньше такого не было) денежными средствами, аккумулируемыми в специальном компенсационном фонде.
- Означает ли это, что арбитражный управляющий должен быть учредителем организации?
- Ее участником, членом. Но мы отвечаем за деятельность коллеги собственными имуществом, финансами. Арбитражный управляющий при вступлении в СОАУ вносит определенную сумму в компенсационный фонд, который позволяет кредиторам чувствовать себя уверенно при проведении процедуры банкротства.
- Они вполне надеются на вас?
- Они верят в точное соблюдение законодательства арбитражным управляющим, контроль за деятельностью которого осуществляет саморегулируемая организация.
- Что ныне в «повестке дня», если, конечно, это не коммерческая тайна?
- Отнюдь – у нас все открыто. В работе сегодня около семисот предприятий, а за три года – в сентябре исполняется 1000 дней с момента принятия последнего закона о банкротстве – мы провели более двух тысяч процедур банкротства. У нас 14 филиалов, а работаем в 18 субъектах РФ, так что дел хватает.
- Ваша профессия: что в ней особенного, примечательного?
- Каждый человек для своей работы имеет соответствующие побудительные мотивы. Вот вы спросили – зачем они приходят в наше сообщество? Одни хотят заработать приличные деньги, другие – обрести славу, третьи желают управлять. Есть и такие, кому просто надо где-то трудиться, чтоб прокормить свою семью. Но подобная градация есть ведь практически в любом трудовом коллективе.
А если откровенно, то арбитражный управляющие – это «авантюрист». Какой нормальный человек придет на предприятие, где имеется клубок конфликтов – собственников с менеджментом, директора – с работниками, владельцев – с органами власти и управления, теми же правоохранительными органами. Мы даже согласны назвать наших товарищей камикадзе, - они рискуют всем!
- Почему же тогда идут к вам?
- Снова обращусь к законодательству о банкротстве. В соответствии с ним ясно, что проблемное предприятие может быть ликвидировано только судом, именно он определяет – стоит ли закрыть предприятие или же есть шанс провести его санацию. А поскольку мы официально заявились, и включены в государственный реестр саморегулируемых организаций, то фактически заключили публичный договор с государством и приходится нести свой крест. И это осуществляют мужественные и профессионально подготовленные люди. Ведь надо же кому-то заниматься этим делом. По принципу – если не я, то кто же?
- Вас можно назвать посредниками?
- Нет, мы – исполнители решений арбитражных судов. Хотя у судебных приставов - исполнителей больше функций.
- Итак, над вами стоит суд, о чем уже упоминалось?
- Да. Арбитражный управляющий обязан выполнить любое его решение. Другого пути нет.
- Что ж, действительно трудная работа… И опять же: зачем вам все это нужно?
- Я вам расскажу про письма, которые приходят в нашу организацию. Это благодарственные отклики рабочих, занятых на ряде производств, которые мы взяли под свою опеку. Многие люди проработали там по двадцать и более лет, им до сих пор непонятно, что случилось в стране с начала девяностых годов прошлого века. Они привыкли к своей проходной, многим безразлично, кто собственник, платятся или нет налоги. Это труженики без всяких амбиций, они привыкли работать, но кредиторы подчас утверждают, что производство начисляло им заработную плату, не имея доходов. А ведь в данном случае уже рабочий является кредитором предприятия, не получив деньги. И если можем им помочь, значит, не зря работаем.
Каждый труд нужен, чтобы выпускать ту или иную продукцию. А между тем, имеются противоположные примеры. Так, в Арзамасе был мясокомбинат, который пострадал в результате взрыва в городе в конце восьмидесятых. При введении процедуры наблюдения выяснилось, что там ничего не производят, а персоналу, тем не менее, начисляют две трети зарплаты!
А вот послание работников Богородской кожгалантерейной фабрики: «Мы на протяжении семи лет испытывали унижения от руководства предприятия в связи с невыплатой зарплаты. И мы, уволившись, никак не ожидали, что сможем получить честно заработанные деньги. После прихода арбитражного управляющего Сергея Анатольевича Кусакина нам стали возвращать долги, за что мы благодарны ему». Ну, как, стоит ли ради реальной помощи людям быть в нашей профессии? Таких писем приходят немало, где есть слова благодарности и от глав администраций, новых собственников- инвесторов.
- Думаю, да… Кстати, собственность настолько сладкое слово, что ради нее иные готовы на все, даже искусственное банкротство…
- Я перефразирую: интересна не сама собственность, а ее использование. Ну, кому нужен асфальтовый каток как таковой? Однако если на нем начать укатывать дорогу и зарабатывать деньги, то другое дело. Отложенный капитал никому не нужен, важно купить бизнес по дешевке, инвестировать его и получать высокий доход. Это именуется простым понятием – капитализация.
- Итак, вы – санитары рынка?
- Хирурги, где скальпелем выступает решение суда. Цель – сохранить имущество, не дать возникнуть в коллективе конфликтам, по возможности удовлетворить всех: собственников, кредиторов, персонал, а еще – власть.
Я к своей работе отношусь профессионально и стабильно. А как говорил классик, стабильность – это признак мастерства. Во всяком случае, оценку моей деятельности выставляют те люди, которые соприкасаются со мной по работе.
Иногда спрашивают, почему государственный реестр саморегулируемых организаций стартовал у нас, в Приволжье? Значит, мы были востребованы. Мы были с Российским государством, есть и будем.
Полтора года назад возник и такой вопрос: а что в реальности может дать предприятию арбитражный управляющий? Вроде бы по закону он все сделал, а итог не ахти. Но в результате «мозговых штурмов» пришли к выводу – очень важно обеспечить существование проблемного производства с чистого листа, а до этого снять максимум проблем.
- У вас большой опыт арбитражного управления , а как вы оцениваете результаты своей работы в качестве арбитражного управляющего, крупнейшего нефтехимического предприятия региона ОАО «Сибур-Нефтехим»
- Да, 07 октября исполняется два года с момента принятия решения арбитражного суда о прекращении процедуры банкротства в отношении этого предприятия в связи с заключением мирового соглашения между кредиторами и предприятием, по которому через несколько дней начнется погашение задолженности.
- А предприятию, рабочим и области от этого хорошо или?
- Немного вспомним начало 2003года. Предприятие на гране краха: убытки больше фонда оплаты, цеха работают на 20-30%загрузки, кредиторы через приставов арестовали все счета, задержки по зарплате и т.д. Арбитражный суд вводит процедуру наблюдения в самый тяжелый для предприятия период. Это дает возможность новой команде управленцев минимизировать все возможные издержки, наладить взаимоотношения всех структурных подразделений, совместно выработать план дальнейшего оздоровления производства , ну и наконец найти те ресурсы , которые позволили не только загрузить производство, но и получить прибыль уже через полгода. Для того чтоб производить больше продукции, необходимо вкладывать средства в модернизацию, ремонт основных фондов , что и было сделано. Часть оборотных средств было направлено на строительство новых производств , а также привлеченные средства уже через год стали давать отдачу. Увеличилась в 1,5раза объем товарной продукции, заработная плата почти в 2раза и т.д. и т.п. Область же получила стабильного крупного налогоплательщика, который при этом еще и во всем помогает местным властям по улучшению жизни не только рабочих своих предприятий, но и местного населения.
Возвращаясь к предыдущему вопросу по поводу оценки. Оценивать себя неблагодарное занятие, пусть лучше мои дела дадут оценку моей работе.
- Но часто возникает и такой вопрос – где взять инвестиции?
- Выход – в создании специализированных фондах. Мы хотим объединить усилия – наши, губернской и муниципальных властей, банков, готовых финансировать успешные проекты. А мы отвечаем за каждый из них. Так что доверие к профессионализму арбитражных управляющих – потенциальный залог единых действий по оздоровлению предприятий.
Беседовал А. Шаршунов.
14 сентября 2005 г.