Единый государственный реестр
саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих
Рег. № 001-1
дата включения 19 декабря 2002
05/05/2014 17:42

Анализ практики деятельности Росреестра по Ростовской области 2013 (привлечение к административной ответственности)

АНАЛИЗ

практики деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по реализации прав, предоставляемых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в части привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности за 2013 год

 

 

Данный анализ выполнен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – Управление) в целях обеспечения информационной открытости деятельности органа по контролю (надзору) в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным приказом Росреестра от 28.010.2009                       № 317, а также во исполнение плана работы Управления на 2014 год.

В 2013 году внесены изменения в законодательство, которые самым непосредственным образом повлияли на деятельность Росреестра как органа по контролю (надзору) в делах о несостоятельности (банкротстве).

Так, Федеральным законом от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесены изменения в часть 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части размера штрафа за неисполнение либо ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей.

Штраф увеличился в 10 раз и в настоящее время его размер составляет от 25 000 до 50 000 рублей вместо прежних от 2 500 до 5 000 рублей. При этом санкция в виде дисквалификации осталась прежней. Изменения вступили в силу с 1 июля 2013 года.

Кроме того, с 3 августа 2013 года вступили в силу изменения в части поводов к возбуждению дел об административном правонарушении в отношении арбитражных управляющих (ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 202-ФЗ          «О внесении изменений в статью 28.1 КоАП РФ и статью 2 Федерального закона от 07.06.2013 № 113-ФЗ с изменениями на 23.07.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций»).

Дополнительно к поводам для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 КоАП РФ, отнесены:

-  сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

-   заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника – юридического лица, саморегулируемой  организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события  административного правонарушения.

В связи с внесенными изменениями любое лицо, участвующее в деле о банкротстве, а также в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в целях защиты своих прав теперь  может обратиться в территориальный орган  Росреестра с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) арбитражного управляющего с приложением материалов, подтверждающих нарушения законодательства о банкротстве. Ранее обращения кредиторов, не являлись поводом к возбуждению административного производства, направлялись территориальными органами Росреестра в соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в саморегулируемые организации арбитражных управляющих для проведения проверочных мероприятий.

В соответствии с  КоАП РФ должностные лица Управления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных                        ч. 2 ст. 14.12, ч. 1-3 ст. 14.13, ст. 14.23, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и ст.19.7             КоАП РФ в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, уполномоченные должностные лица Росреестра составляют протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных:

- ч. 2 ст. 14.12 КоАП РФ (фиктивное или преднамеренное банкротство);

- ч. 1-3 ст. 14.13 КоАП РФ (неправомерные действия при банкротстве);

- ст. 14.23 КоАП РФ (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом);

- ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению  или требованию должностного лица органа, осуществляющего  государственный надзор (контроль);

- ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);

- ст. 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного  правонарушения);

- ст. 19.7 КоАП РФ  (непредставление  сведений (информации), в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

Управлением в 2012 году в отношении арбитражных управляющих составлено 33 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ – неисполнение арбитражными управляющими обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Контроль за деятельностью арбитражных управляющих при проведении  процедур банкротства осуществляется, прежде всего, арбитражным судом                            и собранием кредиторов, участники которого вправе обжаловать действия арбитражного управляющего в установленном  Федеральным законом о банкротстве  порядке, в том числе путем направления соответствующей информации в Управление.

В 2013 году поводами для составления протоколов об административных правонарушениях являлись обращения Арбитражного суда Ростовской области, иных государственных органов, представителей собраний кредиторов, обращения физических и юридических лиц, а также непосредственное обнаружение должностным лицом Управления достаточных данных, указывающих на наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения.

По результатам рассмотрения указанных заявлений 40 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности, предусмотренной               ч.  3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа; в отношении двух арбитражных управляющего арбитражным судом объявлено устное замечание;  в четырех случаях Управлению отказано в привлечении арбитражных управляющих  к административной ответственности в связи с истечением сроков давности; в шести случаях по иным основаниям.

По состоянию на 01.01.2014 арбитражными судами не рассмотрены 20 заявлений Управления о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.

В 2013 году в двух случаях арбитражными судами Управлению было отказано                    в привлечении арбитражных управляющих ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Сумма наложенных административных штрафов в 2013 году составляет 191 000  рублей, из них уплачено 71 275 рублей. Управлением принимаются предусмотренные законодательством меры, направленные на взыскание указанных сумм.

В 2013 году Управлением в апелляционном порядке было обжаловано 6 решений арбитражных судов об отказе в удовлетворении требований Управления               о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.

В четырех случаях апелляционными судами Управлению в удовлетворении жалоб отказано, решения судов первой инстанции оставлены без изменения, две апелляционные жалобы по состоянию на 01.01.2014 находились на рассмотрении в суде апелляционной инстанции.

В анализируемом периоде типичными правонарушениями, послужившими основаниями для привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, явились:

- нарушение порядка и сроков опубликования сведений о процедурах банкротства (ст. ст. 28, 128 Закона о банкротстве);

- неуведомление органа по контролю и надзору о проведении собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве);

- нарушение порядка и сроков уведомления о проведении собрания кредиторов (ст.13 Закона о банкротстве);

- нарушение периодичности  представления отчетности собранию кредиторов, суду либо комитету кредиторов (ст. 143 Закона о банкротстве);

- непредставление по требованию арбитражного суда отчета о деятельности конкурсного управляющего, а также иных сведений, касающихся конкурсного производства (ст. 143 Закона о банкротстве);

- необоснованное осуществление расходов, связанных с исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве (ст. 20.3 Закона о банкротстве);

- непроведение анализа финансового состояния должника, невыполнение заключения о наличии/отсутствии признаков фиктивного (преднамеренного банкротства) должника (ст.129 Закона о банкротстве);

- нарушение порядка реализации имущества должника (ст. ст. 130, 131 Закона о банкротстве);

- непринятие в ведение имущества должника, непроведение его инвентаризации (ст. 129 Закона о банкротстве):

- необеспечение сохранности имущества должника (ст. 129 Закона о банкротстве);

- неисполнение обязанности по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании (ст. 129 Закона о банкротстве).

Как и в 2012 году, при рассмотрении судами дел о  привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности, чаще всего применяется санкция, предусмотренная ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа за наиболее часто встречающиеся и допускаемые арбитражными управляющими нарушения при проведении ими процедур банкротства.

Следует отметить, что в 83% случаев правонарушения совершены арбитражными управляющими в период осуществления   процедур  конкурсного производства, в 17% – в период процедур наблюдения и внешнего управления. Полагаем, что данное обстоятельство связано, прежде всего, с длительностью процедуры конкурсного производства, а также с широким перечнем полномочий, предоставленных конкурсному управляющему Законом о банкротстве.

Решениями Арбитражного суда Ростовской области и арбитражными  судами субъектов Российской Федерации по заявлениям Управления привлечены к административной ответственности в виде наложения административных штрафов, следующие арбитражные управляющие:

Приходько А.В., Чиликин Л.Л., Чиликин К.Л., Колесников М.М., Терешкин Б.Ю., Осауленко О.Ф., Шаталов С.А., Постукян И.С., Васильев Д.А., Конев С.В., Тимошенко Ф.Н., Колесников Г.П., Гончаров В.П., Кузнецов Д.Ю., Соловьев С.Н., Зотьев В.А., Иосипчук В.А., Соколов А.С., Лукачева Е.Ю., Кондрачук Д.Ю., Котляров М.Д., Шиловский И.А., Миловидов О.А., Кушнир В.И., Кулишов С.Г., Процанов А.Г., Золотарев И.И., Согомонов М.А., Ананьев И.В., Долженко А.Ю., Рондарь В.Н., Рогов С.Г.

Следует отметить, что в целом сохраняется положительная тенденция незначительного количества отказов судами первой инстанции в удовлетворении заявлений Управления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности, предусмотренных ч. 3 ст. 14. 13 КоАП РФ. Формируется определенная судебная практика применения данной нормы административного кодекса, и Управление не может ее не учитывать при осуществлении административных функций. Из приведенной выше практики и в иных случаях усматривается тенденция, выражающаяся в том, что аналогичные административные правонарушения квалифицируются судьями в различных субъектах РФ и судами различных инстанций по-разному, что, безусловно, не может не отражаться на основных показателях работы Управления в установленной сфере деятельности.

В целях наиболее успешного регулирования законодательства в области банкротства Управлением продолжена практика сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, а также взаимодействия с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, с целью выработки механизма, обеспечивающего действенный контроль с их стороны за деятельностью арбитражных управляющих по проблемам банкротства и по вопросам нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве) Российской Федерации со стороны арбитражных управляющих.

В 2013 году сотрудники Управления были привлечены органами прокуратуры в качестве специалистов для проведения 37 совместных внеплановых проверок деятельности арбитражных управляющих на предмет соблюдения законодательства о банкротстве. Привлеченными специалистами Управления по результатам проверок были подготовлены справки о наличии либо отсутствии в действиях арбитражных управляющих нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве), которые, в свою очередь,  были направлены в органы прокуратуры.

Кроме того, в рамках заключенного соглашения проходит обмен информацией по процедурам банкротства с Арбитражным судом Ростовской области, сотрудники Управления принимают участие в заседаниях Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению предприятий, организаций, имеющих признаки несостоятельности (банкротства) при Правительстве Ростовской области, в ходе которой обсуждаются проблемные вопросы, возникающие при проведении процедур банкротства, к примеру, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, сельхозпредприятий и иных категорий должников. 

Одной из основных задач Управления является своевременное и объективное рассмотрение поступающих сведений о нарушениях арбитражными управляющими законодательства о банкротстве и привлечение их к административной ответственности в случае подтверждения фактов, установления события и состава административного правонарушения.

Как показывает практика, участие сотрудников профильного отдела в собраниях кредиторов, проводимых арбитражными управляющими, позволяет либо предупредить совершение правонарушения, высказывая свою точку зрения на собрании по тому, или иному вопросу, как установлено Законом о банкротстве, либо способствовать пресечению правонарушения путем привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за его совершение.