Единый государственный реестр
саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих
Рег. № 001-1
дата включения 19 декабря 2002
23/02/2009 15:49

Законопроект, упрощающий механизм ликвидации недействующих юрлиц, позволит за год избавиться от "мертвых" предприятий, считает В.Плескачевский.

16/03/2005
18:06

Информационное агентство АК&M

Законопроект, упрощающий механизм ликвидации недействующих юрлиц, позволит за год избавиться от "мертвых" предприятий, считает В.Плескачевский.

Инициированные Президентом поправки в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающие упрощенный механизм ликвидации недействующих юрлиц, позволят разрешить проблему с ликвидацией недействующих предприятий в течение одного года. Такое мнение высказал сегодня в интервью AK&M глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский.

По его словам, в настоящее время существует серьезная проблема с ликвидацией предприятий, которые "создавались как фирмы-однодневки, или которые были брошены за ненадобностью". "В России введен упрощенный порядок регистрации юридических лиц, но продолжает действовать усложненная процедура ликвидации предприятий. И это касается не только "мертвых" предприятий, большой блок проблем связан с предприятиями, по отношению к которым имеются претензии кредиторов", - отметил депутат. В.Плескачесвский указал, что российское судопроизводство несет большие затраты при проведении процедуры банкротства отсутствующих должников. По разным оценкам, из 80 тысяч случаев процедур, связанных с банкротством предприятий, 30 тысяч приходится на ликвидацию отсутствующих должников. Такие судебные процедуры депутат называет "надуманными", так как "статистика показывает, что большинство этих предприятий не имеет имущества".

По мнению В.Плескачевского, поправки в действующее законодательство позволят быстро и с минимальными затратами решить задачу исключения "мертвых" предприятий из единого государственного реестра юрлиц с предоставлением необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юрлиц, их учредителей и кредиторов.

Законопроектом определяются признаки, при наличии которых юридические лица признаются недействующими. Во-первых, на фактическую самоликвидацию предприятия указывает непредоставление в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Во-вторых, будет учитываться отсутствие в течение года операций хотя бы по одному банковскому счету.

Процедура исключения недействующего предприятия из госреестра юрлиц предполагает принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении с последующим его опубликованием в печатном органе. По мнению авторов законопроекта, данная норма не позволит допустить нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Если в течение предусмотренного законопроектом срока и в установленном порядке никто из заинтересованных лиц не заявит о том, что исключение недействующего юрлица из реестра затрагивает их права и законные интересы, регистрирующий орган вносит в реестр соответствующую запись, свидетельствующую о ликвидации.

В том случае, если исключение недействующего предприятия из реестра нарушает права и законные интересы третьих лиц, то в соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве)" это юрлицо может быть ликвидировано как отсутствующий должник с предоставлением судебных гарантий защиты прав и законных интересов третьим лицам и должнику.

Законопроектом предусматривается возможность обжаловать исключение недействующего предприятия из реестра в течение одного года с момента, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Законопроект полностью корреспондируется с механизмом ликвидации отсутствующих должников, предусмотренным ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который будет действовать лишь в тех случаях, когда процедура исключения недействующего предприятия из реестра не была осуществлена в связи с направлением заявлений заинтересованными лицами.

Как отметил В.Плескачевский, документ будет рассматриваться в пакете изменений в законодательство о банкротстве и финансовом оздоровлении. "Ко второму чтению в законопроекте потребуется уточнить временные сроки, в течение которых заинтересованных лица смогут предъявить свои претензии, а также понадобится четко прописать процедуру ликвидации предприятия, к которому по истечении указанного срока возникнут претензии. Наша задача учесть права и интересы граждан", - заключил депутат.

"AK&M" от 16.03.2005